Вайшнавизм
Бхуриджана дас, «Искусство обучения» .
Книга «Искусство обучения» Бхуриджана даса будет полезна всем вайшнавам, заинтересованным в обучении сознанию Кришны.
Книга одновременно является разносторонней и практичной. При этом она является доступной для чтения, поскольку содержит анекдотические и другие поучительные сюжеты, почерпнутые из священных писаний и жизненного опыта.
Содержание этой книги успешно проверялось на занятиях, проведенном в Вайшнавском Институте Высшего Образования во Вриндаване. Все теоретические положения подтверждаются примерами употребления их на практике.
Книга содержит многочисленные цитаты из книг, бесед и лекций Шрилы Прабхупады, что, с одной стороны, придает важность и обоснованность сказанному в книге, с другой — показывает, кем был на самом деле Шрила Прабхупада — великим учителем, неоднократно использующим высококвалифицированные учительские приемы, чтобы передать ведическое знание.
Исходя из вышесказанного, книга станет помощником как для учителей вайшнавских учебных заведений, так и для родителей, желающих воспитывать своих детей в сознании Кришны.
Мягкий переплет,
1 книга - 232 стр, 74 грн.
1 книга - 260 стр, 74 грн.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Предисловие
Пролог
Часть первая. Организация и дисциплина
Глава 1. Обучение примером
Показывая хороший пример
Подражательное обучение
Обучение путем заключения
Способы обучения примером. Демонстрация
Формирование мышления в сознании Кришны
Формирование убеждений
Развитие интереса и любознательности при обучении
Общение через пример
Глава 2. Введение в искусство дисциплины
Дисциплина: необходимое условие сознания Кришны
Три объедененных компонента оказывают общее воздействие
Компонент первый: квалифицированные учителя
Компонент второй: квалифицированные родители
Пример отца, помогающего своему сыну предаться
Компонент третий: культура, поддерживающая сознание Кришны
Решение проблем, касающихся противостоящей культуры
Преодолевая большие препятствия
Общий обзор состояния дисциплины
Цитаты Шрилы Прабхупады, касающиеся дисциплины
Глава 3. Шесть принципов эффективного управления
Управление: материальное или духовное?
Принцип первый: развивать гуну благости
Принцип второй: сильно проповедовать, но тем не менее быть чувствительным
Принцип третий: сохранять строгие отношения в сознании Кришны
Принцип четвертый: четкое начало и конец любой деятельности
Четкое начало
Успешный конец
Принцип пятый: уверенность в эффективности ваших действий
Принцип шестой: немедленное устранение всех помех
Определение цели образования в сознании Кришны, увеличение желания ученика служить Кришне
Немного психологии, помогающей нашим детям сделать правильный выбор сознания Кришны
Каумара
Пауганда: с пяти до десяти лет
Каишора: с десяти до пятнадцати лет
Яувана: после пятнадцати лет
Вызов песочных часов
Вот основные ступени:
Как это сделать?
Факторы, действующие независимо от контроля учителя
Факторы, входящие в пределы возможностей учителя
Будьте сознающими Кришну
Сделайте обучение детей вашим подношением преданности Кришне
Знайте и уважайте учеников
Будьте уверенными в своих попытках вдохновлять учеников в сознании Кришны
Разделение принципов и методов
Неоспоримое оказание уважения
Концентрация на цели
Обучение философии сознания Кришны
Следование стандарту поведения в храмовой комнате
Запрещение определенной деятельности
Изменяемые
Как преподавать академические предметы
Дисциплинарные методы
Балансирование порядка и свободы
Образование с Кришной в центре
Дисциплина с точки зрения сознания Кришны, ястребы и голуби
Методические приемы по устранению нарушений поведения
Какой путь выбрать?
Глава 5. Обучение и дисциплина в гунах материальной природы
Обучение в гуне невежества
Обучение в гуне страсти
Обучение в гуне благости
Враждебность
Неуверенность
Уверенность
Потребности учителей необходимо удовлетворять
Как вести себя в стрессовой ситуации
Общее обсуждение проблемы может помочь
Наблюдение за опытным учителем
Путь к самодисциплине. Контроль ума и чувств
Установление основополагающего порядка в классе
Привлеките их внимание и тогда давайте наставления
Практическое выполнение правил поведения
Как заставить их изменить свое поведение
Правило возрастания
Как использовать намеки, вопросы, сообщения "я" и требования
Как усилить воздействие прямого наставления
Использование наказания
Наставления и последствия их невыполнения
Когда требования выдвинуты, можно сделать выбор
Правильное и неправильное применение наказаний в процессе приучения к дисциплине
Ребенок — это отец человека
Важность сознания в процессе воспитания
Терпение и гнев
Наказания поддерживают порядок в классе
Запланированные наказания
Десять советов, как найти эффективное наказание
Идеи о других видах наказания
Применение наказаний в отношении выполнения преданного служения
Эффективна ли моя дисциплинарная методика?
Сила в положительном
Создавая положительную и вдохновляющую атмосферу
Подкрепление должно быть немедленным
Важность поощрений
Суть поощрений
Некоторая опасность в поощрениях
Разные виды положительного подкрепления
Вербальные поощрения
"Усиление силы похвалы"
Невербальные поощрения
Записи, похвальные грамоты, призы и награды: используй с предосторожностью
Призы и награды
Особые случаи со сладостями
Являются ли призы подкупом?
Наказания, похвала, призы и награды в перспективе
Как обходиться с трудными учениками. Кали-юга и упадок авторитета
Обещание Кали, данное по поводу системы образования
Как обходиться с трудными учениками
Не позволяйте хорошим детям портиться
Авторитеты в нашей школе
Глава 11. Как мы обретаем знание
Функции чувств
Функции ума
Функции разума
Практическое применение теории обучения
Глава 12. Улучшение памяти в век всеобщей забывчивости
Обзор
Повторение и практика
Сохранение, порядок и структура памяти
Использование прогрессивных организационных приёмов
Часть 3. Принципы структуриванного изучения
Глава 13. Ведение планов урока
Основные элементы планов урока
Советы по написанию планов урока. Установление времени
Глава 14. Ключ к планированию урока: прояснение цели
Чему я учу?
Описание целей обучения
Сравнительный анализ подразумеваемых и четко указанных целей обучения
Написание конкретных целей обучения
Практические цели обучения
Обзор главы о написании эффективных конкретных планов обучения
Глава 15. На пути к целям
Методы проведения урока
Проведение лекции: традиционная процедура
Разнообразие, необходимое по ходу лекции
Вызов
Демонстрация
Вопросы
Обсуждение
Деятельность, которая обучает
Преподавание как деятельность, которая обучает
Групповая деятельность, ведущая к обучению
Дебаты
Управление групповой деятельностью
Глава 16. Поддержание внимания учеников во время лекции
Овладение вниманием ученика посредством введения
Утверждение — вызов
Спорный вопрос
Спрашивать о вопросах
История
"Отметьте это"
Наброски относительно введения
Цель введения.
Как пробудить внимание от введения
Когда необходимо прибегнуть к введению
Подведение итогов в заключительной части урока
Заметки касающиеся завершения
Цель завершения
Когда использовать познавательное завершение.
Когда использовать социальное завершение
Некоторые примеры хода простых завершений
Руководство к оценке, введение и завершение
Оценка в запланированном уроке
Живость или яркость ведения урока учителем
Голос учителя
Молчание
Движение
Жесты
Контакт глаз и движение глаз
Сфокусированность на чем-то
Включение сенсорных каналов
Глава 17. Сила и использование примеров, аналогий и историй
Аналогии
Истории
Что делает историю хорошей?
Начало
Середина
Окончание
Выбор истории
Изучение историй
Будьте в истории
Тщательно помните сцены всей истории
Визуализируйте детали каждой сцены
Будь там, где ты рассказываешь историю
Будьте внимательны с шастрами
Практика
Методика повествования историй
1. Методы владения голосом
2. Несловесное выражение
3. Использование вспомогательных предметов при повествовании истории
4. Другие методы которые используются при повествовании историй
Часть IV. Обучение через обсуждение
Глава 18. Использование обсуждения
Основные средства для осуществления наставлений: лекция или обсуждение?
Что такое обсуждение?
Обсуждение: за и против
Глава 19. Основные положения дискуссии
Тема
* Начало
* Сила ожидания
* Ответ на молчание
* Вдохновление на дальнейший ответ
* Основные моменты касающиеся контроля обсуждения
Учитель может развить свою способность вызывать ответы у своих учеников
* Усиление использования идей учеников
* Направляющие вопросы и вопросы, приносящие беспокойства
* Избегайте вопросов, которые "выдергивают зубы"
* Пауза
* Вопросы должны быть последовательными
* Ответы на вопросы
* Адресуйте свой вопрос, прежде всего, всему классу
* Окончание обсуждения
Глава 20. Вопросы
* Факторы, которые делают вопрос хорошим
Хорошие вопросы — ясные вопросы.
Хорошие вопросы имеют цель
Хорошие вопросы задают естественно
Хорошие вопросы короткие
Хорошие вопросы заставляют думать
Использование вопросов, чтобы вести обсуждение
* Вопросы, сосредотачивающие внимание
* Базисный вопрос
* Расширяющие вопросы
* Поднимающие вопросы
Итог
Глава 21. Анализ вопросов
Познавательные вопросы более низкого и более высокого порядка
Анализ вопросов
* Не вопросы
* Познавательные вопросы высшего порядка
* Познавательные вопросы низшего порядка
Вопросы на память
Бинарные вопросы
Вопросы на проверку памяти
* Преобразовательные вопросы или вопросы, требующие преобразования информации
Вопросы на применение информации
Опознавательные вопросы высшего порядка
Вопросы на анализ
Вопросы на синтез
Вопросы, которые просят учеников сделать предвидение
Вопросы, которые требуют от учеников анализировать и выражать идеи и образы
Вопросы на синтез стимулируют у учеников созидательную способность
Вопросы на оценку
Часть V. Улучшение общения: первый шаг в решении проблем
Глава 22. Кто должен принять ответственность за проблемы учеников?
Взгляд учителя на поведение ученика
Рассуждение по поводу приемлемого поведения и не удовлетворительного поведения
Индивидуальность учителя
Время, место и обстоятельства
Индивидуальность учеников
Сохранение баланса
Ограничения для учителя
Проблемы, вызванные поведением учеников, чьи они?
Область "ноу проблем"
Два типа учеников
Заключение
Развитие способности слушать. Друг-благожелатель
Камни преткновения
Стадии слушания
Пассивное слушание
Слушание посредством наблюдения несловесных выражений
Слушание
Приглашение к более глубокому общению
* Ответ с пониманием
Практические советы, касающиеся бесед
Пример. Неприемлемые ответы
Пример. Слушание с пониманием
Нужно знать, когда остановиться
Скудные заменители ответа с пониманием
* Попугайничанье
* Делать вид, что все понимаешь
* Многословность
* Манипулирование
* Открывание и закрывание дверей
* Слушание без понимания
Слово предостережения
Приложение I. Цитаты Шрилы Прабхупады о гурукуле
Приложение I-а. Важность гурукулы
Факультативное задание по изучению цитат Шрилы Прабхупады
Гурукула: ее важность
Приложение I-б. Сущность гурукулы
Факультативное задание по изучению цитат Шрилы Прабхупады
Гурукула — ее сущность
Приложение I-в. Основная программа гурукулы
Факультативное задание по изучению цитат Шрилы Прабхупады
Академические дисциплины
Благоприятные условия для учебы
Персонал
Родители
Управление
Приложение II.
Часть 4. Обучение через обсуждение (дискуссию)
Глава 18. Применение дискуссии
Глава 19. Основы дискуссии
Глава 20. Постановка эффективных вопросов
Глава 21. Анализ вопросов
Познавательные вопросы низшего порядка
Познавательные вопросы высшего порядка.
Часть VI. Улучшение коммуникации. Первый шаг в решении проблем
Глава 22. Кто несет ответственность за проблемы учеников.
Глава 23. Развитие способности слушать
Приложение III. Защита детей от плохого обращения и насилия
Группа по защите детей
Программа по защите детей для школ
Эффективное уведомление
Поведение с незнакомыми людьми